Идеи, меняющие мир: кто такие стартаперы и чем они занимаются
автор: Маша Николавеа
дизайн: Катя Тарасенко

Как часто в Старбаксе доводится замечать увлечённых молодых ребят, что-то сосредоточенно печатающих на макбуке. Высока вероятность того, что кто-то из них обдумывает крутой бизнес-проект или уже разрабатывает стратегию выхода на рынок авторского продукта. Поговорим о том, чем занимаются юные стартаперы, что это вообще такое и почему это намного важнее и интереснее, чем может показаться.


Что такое стартап?

По словам Эрика Рейса, автора книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели», стартап — это вновь созданная организация, которая занимается разработкой новых товаров или услуг в условиях чрезвычайной неопределённости.

Проще говоря, стартаперы работают над решением насущных проблем в условиях риска. Главное — смелая идея, стремление заниматься чем-то совершенно новым и быть готовым к неудачам. В этом основное отличие бизнеса в его привычном понимании от стартапа.


Предприниматель ≠ стартапер

И предприниматель, и стартапер — оба развивают своё дело. Ключевое различие заключается в том, что перед стартапом стоит задача создать инновационный продукт или разработать совершенно не типичную бизнес-модель.


Почему стартапы сейчас популярны?

Мир стремительно развивается, креативные умы ежедневно генерируют идеи и воплощают их в жизнь. Участие в стартапе требует неординарного образа мышления, отсутствия рамок и шаблонов. Именно поэтому такой род занятий привлекает молодых и амбициозных ребят.

Подробнее о том, как стартапы меняют жизнь, и чем такая деятельность отличается от рутинной офисной работы расскажет Екатерина Николаева, менеджер проектов и старший менеджер по работе с клиентами в «Fastest Neuro Solutions».


«Я работаю в стартапе, который называется «Fastest Neuro Solutions». Это стартап с русскими корнями. Компания зарегистрирована в Америке, но её основатель, наш соотечественник, выпускник ВШЭ.

Моя история знакомства с этим стартапом началась в 2020 году после выпуска из Вышки, где я училась на программе «Реклама и связи с общественностью». Я работала в одном из самых крупных международных медийных агентств: занималась диджитал рекламой, и уже тогда понимала, что это не то, в чём я вижу себя, как профессионала.

Меня очень интересовала тема нейромаркетинга, в особенности восприятие логотипов. Поэтому, наткнувшись на вакансию аккаунт-менеджера в стартап, я сразу заинтересовалась. Написала основателю, Андрею Кислову, выполнила тестовое задание.


Я получила оффер в эту компанию, но мне было тяжело покинуть прошлое место работы, несмотря на его недостатки. С переходом в стартап я понимала, что иду в абсолютную неизвестность. Неизвестно, как будет выплачиваться зарплата, будут ли соблюдаться все изначально оговорённые условия. Работая в такой бизнес-моделе, ты никогда не знаешь, сколько она ещё будет существовать. Очень маленькое число стартапов выживает. Но я понимала, что лучше сделать шаг и потом лицезреть последствия своего выбора, чем испугаться и пожалеть.

«Fastest Neuro Solutions» — это стартап в области нейромаркетинговых исследований, то есть платформа, с помощью которой можно протестировать рекламные креативы брендов. Это делается с помощью таких методов, как «facial coding» — распознавание эмоций через камеру с помощью нейронной сети — и «оценки скрытых ассоциаций респондентов». Таким образом, наши отчёты по эффективности рекламных креативов полностью автоматизированы.


Наша компания подробно анализирует огромное количество метрик. После того, как мы собрали данные, разослали ссылки на участие в исследованиях нашим респондентам, и они их прошли, наступает полностью автоматизированный процесс анализа данных. Всё происходит без нашего участия. Потом наша система генерирует слайды с результатами.

На выходе получается отчёт, в котором представлен анализ рекламных креативов бренда. Если мы анализировали несколько креативов одного бренда, мы можем сделать вывод, какой из них наиболее эффективный.


Это значит, что через веб-платформу наш клиент загружает свои креативы, выбирает там цель исследования, целевую аудиторию. Клиент может определить, насколько они привлекательны, считывается ли основное сообщение, заложенное в этом креативе или насколько высокая вовлечённость в просмотр, если мы говорим про рекламный видеоролик.

Когда работаешь в корпорации, чувствуешь себя просто маленьким элементом огромной системы и понимаешь, что значительно ситуацию не изменить. Финальное решение остаётся за старшими по должности. В стартапе нет как таковой иерархии. Вы все друзья, и от тебя действительно зависит многое. Если не стараться, не перерабатывать в каких-то моментах, то не получится привлечь новых клиентов и подготовить какие-то потрясающие исследования.


Это действительно учит тебя ответственности и нестандартному мышлению. Ты учишься мыслить не в рамках одной задачи, данной сверху, а самостоятельно ставить цель и выстраивать пути её достижения.


Я прокачала огромное количество навыков за год работы в стартапе. Помимо того, что я отвечаю за коммуникацию на русском и английском языках, я научилась международному деловому этикету и работе со всеми возможными видами документов. Могу заявлять, что я серьёзный профессионал.


Как уже упомянула, ещё один плюс состоит в том, что у тебя нет четкого графика и ты не привязан к стулу в определённое время. Работаешь только в своём режиме».


Разрыв шаблона: почему это важно?

Существует немало успешных бизнесов, которые зародились кучкой энтузиастов, по-настоящему горевших своей идеей. Именно такие корпорации зачастую самые прибыльные и успешные, ведь они успели занять новую нишу на рынке. Starbucks, Lego, Twitter и Twitch, например, начали свой путь с малого.

Вывод: не стоит бояться пробовать новое и не стоит бояться провалов. Любой успешный продукт зарождался с идеи.